В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013г. № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» работающие трудоспособные родители детей-инвалидов до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, которые осуществляют уход за ними, имеют право на получение ежемесячной выплаты.
Ежемесячная выплата по уходу устанавливается одному неработающему трудоспособному родителю в отношении каждого ребенка-инвалида и инвалида с детства I группы на период ухода за ними и выплачивается ежемесячно.
Размер ежемесячной выплаты составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – 5500 рублей.
Для граждан, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат от проживающих там граждан, указанный размер выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент и составляет — 8250 рублей.
Период ухода засчитывается родителю, осуществляющему уход ребенком-инвалидом в страховой стаж в размере 1,8 пенсионных баллов за каждый год ухода. Это позволяет ухаживающему лицу формировать свои пенсионные права для получения страховой пенсии.
Для назначения ежемесячной выплаты родителю, который осуществляет уход, необходимо обратиться в орган, осуществляющий выплату пенсии ребенку-инвалиду, за которым осуществляется уход.
Документы, необходимые для назначения ежемесячной выплаты:
· заявление родителя, осуществляющего уход, с указанием своего места жительства и даты начала ухода;
· заявление ребенка-инвалида, достигшего 14 лет, инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, такое заявление не требуется. При необходимости подлинность подписи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход;
· справка о том, что пенсия родителю, осуществляющему уход, не назначалась. Эту справку должен выдать орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии по месту жительства либо месту пребывания ухаживающего лица;
· справка о том, что родитель, осуществляющий уход, не получает пособие по безработице. Эту справку выдают органы службы занятости по месту жительства ухаживающего лица;
· выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом. Выписку из акта освидетельствования направляет федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
· документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку родителя, осуществляющего уход.
Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором родитель, осуществляющий уход, обратился за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии гражданину, за которым осуществляется уход, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. При этом ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним.
Родители-пенсионеры и родители, получающие пособие по безработице, права на ежемесячную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода
Компенсационная и ежемесячная выплаты производятся вместе с пенсией, назначенной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы.
ВАЖНО! В случае прекращения ухода, выхода на работу или начала осуществления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж, назначения пенсии, пособия по безработице родитель, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить об этом ПФР, чтобы своевременно прекратить осуществление ежемесячной выплаты. В противном случае родителю ребенка-инвалида придется вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства в соответствии со Статьей 159.2. Уголовного кодекса РФ.