Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования г.п. Малиновский Советского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес
628251, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г.п. Малиновский ул. Ленина д. 17
Приемная
Тел./факс: 8 (34675) 3-90-17
Эл. почта: malinovskiy@sovrnhmao.ru
1 июня 2021

Разъяснения по вопросам национальной системы прослеживаемости

С 01.07.2019 по 30.06.2021 на территории Российской Федерации проводится эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее – Постановление № 807).

Ответственность за проведение эксперимента несет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС России), она же выступает как оператор. Федеральная таможенная служба Российской Федерации размещает в системе сведения о декларировании товаров, которые нужно прослеживать. А Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) координирует деятельность ведомств.

Основная цель национальной системы прослеживаемости товаров – апробация механизмов прослеживаемости для противодействия незаконному ввозу и обороту таких товаров.

Таким образом, принцип национальной системы прослеживаемости заключается в следующем. Прослеживаемость товара обеспечивается путем присвоения каждой ввезенной партии Регистрационного номера партии товара (далее – РНПТ). Присвоенный РНПТ указывается в счет-фактурах, универсальных передаточных документах (далее – УПД) при реализации товара как налогоплательщиком на общем режиме налогообложения, так и на специальном. Обязанность указывать РНПТ в электронных счет-фактурах или УПД лежит на продавце.

Декларация по НДС, отчет об операциях составляются в электронной форме и передаются по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота в ФНС России (далее – оператор ЭДО). Представленные сведения в электронной форме позволят отследить передачу права собственности на товар от одного лица другому.

Методологической основой функционирования национальной системы прослеживаемости импортных товаров является Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС от 29.05.2019, вступившее в силу 03.02.2021.Соглашением предусматривается создание двух сегментов:

- внешнего (наднационального) сегмента прослеживаемости, который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-участниками ЕАЭС прослеживаемого товара (в марте 2022 года планируется реализовать пилотный проект, в рамках которого апробируют информационный обмен по прослеживаемости между государствами ЕАЭС);

- национального сегмента прослеживаемости, который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-участников ЕАЭС. Разработана национальная система документальной прослеживаемости импортных товаров, которая в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»», предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС (заключено в городе Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ), вступит в силу – 01.07.2021.

В связи с указанными нововведениями с 01.07.2021 были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.

1)      в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс):

         - обязанность налогоплательщиков, которые совершают операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, представлять отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (пункт 2.3 статьи 23 Налогового кодекса);

         - права налоговых органов истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, в рамках камеральных налоговых проверок (пункт 8.9 статьи 88 Налогового кодекса).

Например, будут выявлены расхождения между сведениями из декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) и уведомлением об остатках (организация подала уведомление об остатках на 5 бульдозеров, в ответ на которые ей был присвоен идентификатор партии – РНПТ, но в сведениях из книги продаж в декларации по НДС отражена реализация 6 штук с указанным РНПТ).

         - проведением мероприятий налогового контроля – осмотр помещений налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, в рамках которой выявлены несоответствия в части сведений по товарам, подлежащим прослеживаемости (статьи 91, 92 Налогового кодекса);

         - дополнение формы счета-фактуры новыми графами и строкой (статья 169 Налогового кодекса).

2)      В Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» внесены изменения в части наделения ФНС России полномочиями оператора национальной системы прослеживаемости в целях обеспечения создания, внедрения и сопровождения системы прослеживаемости; сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в систему; обмен сведениями с другими государственными информационными системами; а также контроль за операциями.

3)      Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2021 № 534 внесены изменения в постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в части дополнения форм счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж новыми реквизитами прослеживаемости, к которым относятся РНПТ, единица измерения, используемая в целях прослеживаемости, и количество товара в этой единице измерения. Кроме того, форма счета-фактуры дополнена реквизитами документа об отгрузке, который будет указываться относительно каждой позиции (записи), указанной в счете-фактуре, а также порядковым номером записи в счете-фактуре.

Журналы учета, книги покупок и книги продаж также дополнены новой графой стоимость товаров, подлежащих прослеживаемости, в которой в подстрочниках к строке журнала или книги указывается стоимость товаров отдельно по каждому РНПТ.

4)      Минюстом России 12.03.2021 зарегистрирован приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» предусматривающий новые нормы электронного документооборота счетами-фактурам, содержащими сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости:

- порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

- применение средств шифрования;

- порядка выставления и получения исправленных и корректировочных счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

-порядка проверки и внесения изменений в счет-фактуру в электронной форме.

         Кроме того, подготовлены проекты постановления Правительства Российской Федерации (проходят независимую антикоррупционную экспертизу), а именно:

«Об утверждении порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров», в котором будут установлены основные понятия, применяемые в системе прослеживаемости; случаи возобновления и прекращения прослеживаемости; обязанности субъектов формирования национальной системы прослеживаемости. В частности, установлены случаи и порядки представления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (Приложение № 1).

«Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации», которым предусмотрено утверждение перечня товаров, подлежащих прослеживаемости и критериев отбора товаров в перечень. Согласно Постановлению № 807 в эксперименте участвовали следующие категории товаров (Приложение № 2):

- холодильники;

- автопогрузчики;

- бульдозеры;

- машины стиральные;

- мониторы и проекторы;

- схемы электронные интегральные;

- транспортные средства промышленного назначения;

- коляски детские;

- детские сиденья (кресла) безопасности.

Данная информация доведена до Инспекций округа письмом Управления от 21.04.2021 № 11-13/06327.

         «Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» (Приложение № 3).

         - В отношении товаров установлены меры нетарифного либо технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации.

         - Отсутствие товара в перечнях систем контроля оборота товаров на территории Российской Федерации при одновременном выполнении соответствующих условий.

         «Приказ ФНС, утверждающий новые формы, форматы и порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и уведомлений о ввозе, перемещении и об остатках», который включает в себя формы, форматы и порядки заполнения:

- отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;

- уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства-члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

- уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства – члена ЕАЭС;

- уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.

         Подготовлены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП). На данный момент подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений в КоАП, согласно которым предлагается следующий перечень мер ответственности (вступают в силу 01.07.2022):

         - непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

         - неотражение (неполное отражение, искажение) сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре и (или) в универсальном передаточном документе – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей за каждый такой счет-фактуру или за каждый такой универсальный передаточный документ. По данному правонарушению будет предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, если он сам исправил допущенную ошибку.

         - непредставление операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, сведений, указываемых в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной тысячи рублей за каждый непредставленный счет-фактуру, в том числе корректировочный, и (или) за каждый непредставленный универсальный передаточный документ, содержащие регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (вступает в силу 01.01.2023).

Меры ответственности в части прослеживаемости товаров в соответствии с Налоговым кодексом в настоящее время не предусмотрены.

Управление обращает внимание, что с проектами форм документов и нормативно-правовых актов, можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России, размещенном по электронному адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn86/related_activities/spt/#t3. Путь: Главная страница / Иные функции ФНС России / Национальная система прослеживаемости импортных товаров.

Эксперимент по использованию национальной системы прослеживаемости проводится для проверки работы системы для сбора, учета, хранения и обработки сведений о товарах для борьбы с контрабандой (постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 № 913). В эксперименте добровольно участвуют организации и индивидуальные предприниматели, которые совершают с товарами из перечня хотя бы одну из следующих операций:

- ввозят товары из стран, которые не входят в ЕАЭС, оформляют таможенную декларацию и являются ответственными за финансовое урегулирование;

- продают или покупают товары на территории Российской Федерации;

- реализуют товары оптом организациям и предпринимателям из стран ЕАЭС.

Отличия между маркировкой товаров и системой прослеживаемости.

Маркировка – это идентификатор товара, содержащий основные сведения о продукции. Наносимая на товар или его упаковку, маркировка может иметь вид текста, рисунка, условного знака и имеет следующие отличительные признаки. Отличительные признаки:

- на упаковку товара или сам товар наносится код;

- маркированным товарам присваивается контрольный идентификационный знак (далее – КИЗ);

- фиксируется цепочка «Производитель – конечный потребитель». Описание любого товара присутствует в мобильном приложении «Честный знак»;

- КИЗ указывается в табличной части УПД в столбце «Средства идентификации товара»;

- налоговые органы через операторов фискальных данных уведомляют о выбытии товара из оборота;

- в УПД одновременно могут быть маркированные и немаркированные товары;

- необходимо формировать электронный УПД и передавать любым доступным способом в государственную систему маркировки товаров (далее – ГИС МТ).

Национальная система прослеживаемости – информационная система, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (статья 11 Налогового кодекса). Отличительные признаки:

- на товар ничего не наносится, так как учет идет париями, а не поштучно;

- товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивают специальные регистрационные номера партии (далее – РНПТ);

- прослеживается количество ввезенных и проданных на территории Российской Федерации товаров;

- РНПТ указывается в табличной части УПД в столбце «Сведения о прослеживаемости»;

- после продажи конечному потребителю, соответствующая информация отражается либо в налоговой декларации, либо в отчете об операциях и отправляется 1 раз в квартал;

- в УПД могут быть только товары, подлежащие прослеживаемости;

- передача УПД между контрагентами возможна только при участии ЭДО.

Порядок отражения информации о реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, требуется отражать следующим образом (письмо Минфина России от 30.03.2021 № 27-01-24/23047):

- РНПТ указывается в счете-фактуре (универсальный передаточный документ);

- налогоплательщик НДС, отражает в книге продаж (в разделе 9 налоговой декларации по НДС);

- организация (индивидуальный предприниматель) не являющаяся плательщиком НДС отражает такую операцию в отчете об операциях с товарами подлежащих прослеживаемости.

При этом налогоплательщик самостоятельно формирует РНПТ из номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.

При ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств - членов ЕАЭС в течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет, налогоплательщик подает уведомление о ввозе товара, подлежащего прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.

Для получения РНПТ по имеющимся остаткам для целей реализации после 01.07.2021 необходимо провести инвентаризацию имеющихся импортных товаров на предмет наличия остатков товаров, подлежащих прослеживаемости, и подать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.

Прослеживаемость не распространяется на следующие товары:

- полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории Российской Федерации или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

- изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Российской Федерации и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

- подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

- отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

- сведения об операциях, которые составляют государственную тайну.

Когда товар выбывает из системы прослеживаемости, информацию о нем организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут включить в ежеквартальную декларацию по НДС. Те, кто не является плательщиком НДС, будут отчитываться по специальной форме.

Таким образом, выделим следующие этапы реализации системы прослеживаемости.

С 01.07.2021 после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации перечня товаров, подлежащих прослеживаемости:

- все налогоплательщики, имеющие в собственности на 01.07.2021 товар, подлежащий прослеживаемости, после проведения инвентаризации обязаны направить уведомления об остатках и получить РНПТ для таких товаров. При ввозе из третьих стран, налогоплательщики самостоятельно формируют РНПТ, а при импорте из стран ЕАЭС – РНПТ получают от ФНС России. Присвоенное РНПТ отражаются в налоговых декларациях по НДС и отчетах об операциях с товарами. Уведомления о перемещении, о ввозе, об имеющихся остатках формируются в электронной форме.

- сведения о прослеживаемых товарах отражаются налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, в налоговых декларациях по НДС;

- формируется отчет о прослеживаемых товарах налогоплательщиками, применяющими специальный режим налогообложения, а также операции выбытия/возобновления;

- формируется обязательный электронный документ всеми налогоплательщиками.

С 2022-2023 годов (даты могут быть изменены):

- привлечение к ответственности (отложенная норма, вступает в силу с 01.07.2022);

- представление операторами ЭДО счет-фактуру (УПД) всех плательщиков (отложенная норма, вступает в силу с 01.01.2023).

 

Приложение:  Загрузить

Возврат к списку